Чехия, Прага. Новости Чехии, фотографии Праги.

Нове Место

За крепостными стенами Старого Города, на территории, ограниченной с юга Вышеградом, а с севера - влтавским берегом, напротив острова Штванице, возник новый городской комплекс. Крепостные стены Нового Города протяженностью почти три с половиной километра были построены в течение двух лет и на южной стороне над речкой Ботич подходили вплотную к вышеград-ской крепости.

Судя по той части новоместской стены над Нусельской долиной, которая сохранилась до наших дней, ее толщина достигала двух, местами трех метров, а высота - шести метров. На стене была также галерея, где могли расположиться защитники крепости. К тому же крепость укрепляли две утолщенные угловые стены: одна на Карлове, над речкой Ботич, а вторая - на северо-восточном конце крепостных стен, напротив холма Витков, а так же девятнадцать башен, трое ворот и надвратная башня-крепость св. Яна, также называемая "Святоянская", "Слепая", или "Свинарная". Ни от Старого Города, ни от Вышеграда Новый Город не был отгорожен стеной. Это относится и к прибрежной его части, вдоль Влтавы вплоть до скалы св. Вацлава на Здеразе. Именно в этом месте сын Карла, Вацлав IV, построил небольшой укрепленный замок, предназначенный для защиты влтавского берега. Так как система плотин создавала препятствия на берегу, по сути, лишенном защиты, на севере вплоть до староместских стен свободный доступ к городу через реку был затруднен. Крепостными стенами не была защищена и нижняя часть Нового Города у Влтавы. На противоположном берегу возможности подступа к реке ограничивали крутые склоны на Летне.

Автором урбанистического проекта Нового Города был неизвестный архитектор, но в его великолепном творении проявился изысканный вкус Карла IV. Представления короля о резиденции римского императора и всей Священной Римской Империи формировались, когда он жил во Франции и в Северной Италии, еще будучи наследником. Существовавшие до этого пражские города и их архитектура вряд ли могли соответствовать представлениям Карла о столице самого могущественного правителя христианского мира того времени.

В своей урбанистической концепции нового городского комплекса Карл IV предполагал застроить и заселить огромную территорию города с множеством площадей, улиц, костелов и монастырей. Несомненно, значительное влияние при этом оказали те большие города, которые ему раньше довелось увидеть. Разделенная на земельные участки площадь нового городского комплекса составляла примерно 360 гектаров, В нее входили три основные части: Скотный рынок (ныне Карлова площадь) площадью более 8 гектаров, Конский рынок (ныне Вацлавская площадь), превышающий 4 гектара, и, наконец, Сенной рынок (ныне Сеноважная площадь), представляющий собой главную площадь нижней части города, предназначенный для торговли сеном и зерном. К ним присоединилась сеть улиц и переулков.

Управление Нового Города должно было осуществляться в соответствии с тем же правовым статусом, что и в Старом Городе, он должен был иметь самостоятельный городской совет. Каждый, кто приобрел земельный участок, должен был в течение одного месяца приступить к строительству дома и закончить его через 18 месяцев. Городской дом нельзя было отдавать под залог, превышающий половину его стоимости, так как только на таких условиях его владелец мог содержать дом в надлежащем виде. В уставной грамоте города Карл IV оформил также положение об особой защите евреев.

В пределах крепостных стен находились первоначальные поселения с приходскими костелами. Со временем здесь также возникали новые приходы при новых костелах, в результате чего Новый Город впоследствии был разделен на двенадцать приходов. Наряду с приходскими костелами король основал и ряд других костелов и монастырей. Так, на Ветряной горе в верхней части города после 1362 г. был построен костел св. Аполлинария. Недалеко от этого места уже в 1354 г. для монахинь ордена августинок Карл IV основал костел и монастырь св. Екатерины. До наших дней от монастыря сохранилась лишь стройная высокая башня с восьмигранной верхней частью. За этот своеобразный вид ее называют "пражским минаретом". В новом большом монастыре на Слованех с костелом Девы Марии и покровителей славян находился орден бенедиктинцев восточного обряда. Строительство всего комплекса началось в 1348 г. и закончилось его торжественным освящением в 1372 г. Был также построен новый монастырский костел Вознесения Девы Марии и св. Карла Великого, расположенный на самом высоком месте Нового Города, над речной долиной Ботича, напротив Вышеграда, принадлежавший августинским католикам. Карл IV считал Карла Великого своим предшественником и идеалом правителя. В долине реки Ботич, недалеко от стен Нового Города под Вышеградом, свой монастырь с небольшим костелом Благовещения Девы Марии, построенный после 1360 г., получил орден сервитов. Недалеко от староместских городских стен было построено монументальное здание монастырского костела Девы Марии Снежной, принадлежавшее ордену кармелитов. Напротив же Пороховой башни находился костел св. Амвросия монастыря бенедиктинцев миланского обряда.

В Петрской части города была проведена реконструкция старого доминиканского костела св. Климента, завершенная приблизительно в конце периода правления Карла IV. Были также обновлены приходской костел св. Петра в Поржичи и костелы в Йирхаржихах. Заново был отстроен приходской костел св. Вацлава в Здеразе, однако здеразский монастырь был разрушен. В Новом Городе недалеко от Сенного рынка были также построены приходской костел св. Генриха (Индожиха) и св. Кунгуты. Все эти культовые здания свидетельствуют о том, что при правлении Карла IV в Новом Городе зарождалась новая церковная архитектура. Для всех костелов Нового Города карловской эпохи характерно сочетание архитектурных стилей, стремление к созданию гармонии внутреннего убранства и внешнего вида зданий.

В центре скотного рынка во времена правления императора Карла IV каждый год в первую пятницу после Пасхи выставлялись императорские останки - "reliquiae imperiales", которые хранились вначале в храме св. Вита, а затем в королевской крепости Карлштейн. По этому случаю на площади строили большое деревянное сооружение в виде башни, с которой их показывали. Во времена правления сына Карла, Вацлава ГУ, на этом месте в 1387-1393 гг. была построена часовня Тела Господня.

Карл IV в особой грамоте обещал жителям Старого Города, что с основанием Нового Города их права никоим образом не будут ущемлены, им был обеспечен свободный проход через город. Он также приказал, чтобы в Новый Город переселились некоторые ремесленники, работа которых в их мастерских вызывала излишний шум. Король стремился к объединению пражских городов в единое целое и на какое-то время даже добился этого (1367-1377 гг.). Однако неравное положение частей города и разногласия горожан вынудили его восстановить статус-кво.

С возникновением Нового Города изменился и состав городских жителей средневековой Праги. В то время как в Старом Городе преобладал купеческий патрициат, в Новом Городе преимущественно жили ремесленники, хотя сюда и переселилась привлеченная перспективой будущего экономического развития часть староместских мещан.

Национальные и религиозные отношения в Новом Городе способствовали тому, что гуситство приобрело радикальные формы. В конце июля 1419 г. под руководством бывшего монаха премонстратского монастыря в Желиве, гуситскогo проповедника Яна и костела Девы Марии Снежной, при участии прославившегося позднее Яна Жижки из Троцнона здесь произошла первая пражская дефе-нестрация. После безрезультатных переговоров Яна Желевского с антигуситскими членами Городской думы Нового Города, которых назначил сам король Вацлав IV, об освобождении арестованных гуситских лидеров, толпа ворвалась в ратушу и выбросила "думцев" из окон зала ратуши на поднятые копья. Как пишет гуситский летописец, "это событие вызвало у недругов правды в Праге великий страх". В сущности, вся Прага оказалась в руках гуситов. Вацлаву IV ничего не оставалось, как назначить новых членов Городской думы.

Таким образом, восстание в Новом Городе стало началом гуситской революции, в которой Новый Город по сравнению со Старым Городом всегда был более радикальным. При этом Новый Город опирался на союзничество с Яном Жижкой и его братством, а после его смерти - с его продолжателями.

Взаимное соперничество между двумя пражскими гуситскими городами всегда усиливалось именно в тот момент, когда ослабевала необходимость отражать общего врага. Эти напряженные моменты помогали урегулировать союзники гуситской Праги среди крестьян. Взаимная вражда городов, наконец, достигла апогея накануне битвы у Липан в мае 1434 г., когда жители Старого Города при поддержке части бюргерско-дворянского лагеря своего соперника с оружием в руках захватили и уничтожили грамоты, подтверждающие привилегии, в ратуше Нового Города.

Соглашения, в результате которых гуситы достигли официального признания своих основных церковных требований, кроме прочего, обеспечивали равноправие и чашников, и католиков. В пражских городах жители выставляли еще одно условие для получения статуса горожанина - причащение под обоими видами. Каменная плита со статьями компактов была помещена на стене часовни Тела Господня, расположенной на самой большой рыночной площади Нового Города. Таким образом, символически была провозглашена победа революции. До сих пор вызывает удивление тот факт, что чешским королем был избран враг гуситов Сигизмунд Люксембургский. В делегацию в Брно и Иглаву для выяснения условий его вступления на трон входили и жители Нового Города, за которым Сигизмунд в течение своего краткого периода правления закрепил старые привилегии и утвердил новые.

В период междоусобиц в 1448 г. королем Праги стал Иржи из Подебрад. Его действия были направлены на то, чтобы найти опору в пражских городах, и Новый Город его полностью поддерживал. В период, когда он был гетманом, была построена новая призматическая надвратная башня ратуши. При правлении династии Ягеллонов обновление ратуши продолжалось и завершилось в 1522-1526 гг. перестройкой всего ее южного крыла.

При этом в архитектуру города уже стали проникать черты ренессанса. Так, в самой угловой башне были установлены ренессансные окна. Реконструкция ратуши была проведена под руководством Бенедикта Рейта из Пистова. В 1478 г., в период правления Владислава Ягеллона, после ликвидации большого еврейского кладбища в Новом Городе его территория была разделена на участки и застроена; в настоящее время на этом месте находится Владиславова улица. Недалеко от Национального театра и здания "Манес" расположена сохранившаяся до наших дней Шитковская водонапорная башня, построенная в 1489 г. Из нее по деревянным водостокам вода поступала в фонтаны Нового Города. Вместе с тем, продолжалось строительство и новых мещанских домов, и церковных зданий. При правлении короля Владислава были обновлены разоренный костел на Карлове и небольшой костел Девы Марии на Травничке под Вышеградом, разрушенный при осаде Вышеграда во время гуситских войн, В семидесятых годах XV в. было начато строительство позднеготичсской колокольни костела св. Генриха (Индржиха) и св. Кунгуты.

В начале XVI в. в результате политической борьбы Старый и Новый Города были объединены, чтобы сообща отражать нападки шляхты. Самостоятельность в управлении обоих городов была восстановлена лишь при правлении Фердинанда I. В восстании чешских сословий в 1547 г. приняли участие горожане обоих городов. После его поражения многие из них понесли наказание; городской магистрат был под надзором королевских рихтаржа и гетмана. Таким образом, создавшееся на протяжении многих лет положение пражских городов рухнуло, и после поражения в 1547 г. они потеряли свое политическое значение.

Лишь при правлении императора Рудольфа II наступил подъем экономики. Во время военных событий были повреждены монастырский костел Девы Марии Снежной и монастырь на Карлове.

Вместе с тем, в мещанских домах Нового Города стало проявляться влияние нового ренессансного стиля. В 1609 г. в ратуше на заседании чешских сословий Рудольф II подписал "Грамоту величества" (право свободного вероисповедания).

Уже 23 мая 1б18 г. жители Нового Города присоединились к восстанию сословий против Габсбургов. Трое жителей - Валентин Кохан из Прахова, Тобиаш Штефка из Колодей и Вацлав Писецкий из Гранихфельда - были избраны в тридцатилетнюю директорию для управления королевством. Многие жители Нового Города после поражения восстания на Белой Горе дорого заплатили за свое участие в нем. Было конфисковано имущество, некоторые жители были вынуждены эмигрировать из страны. В течение Тридцатилетней войны Прагу дважды осаждали шведские войска. Так как городские стены, построенные в середине XIV в., уже не могли надежно защищать город при обстреле артиллерии, они были укреплены. В последующие годы было начато строительство новых барочных фортификаций.

После подписания Вестфальского мира началось обновление города. При этом стало проявляться влияние нового барочного стиля. Наиболее активное участие в строительстве приняли иезуиты. В Новом Городе, в верхней части Скотного рынка они получили обширные земли, половину восточных зданий и костел св. Игнатия Лойолы, который был построен по проекту Карла Лугано в 1652-1670 гг. В дальнейшем при участии архитекторов Мартина Рейнера и Павла Игнаца Байера костел был расширен, его интерьер был украшен лепной отделкой и церковной мебелью. В 1773 г. в связи с упразднением ордена иезуитов коллегия была превращена в военную больницу.

В области культовой архитектуры барочный стиль нашел отражение в фасадах и интерьерах некоторых старых костелов. Кроме того, новый стиль проявил себя и в нескольких выдающихся памятниках архитектуры мастеров барокко. Так, в 1724-1732 гг. по плану Килиана Игнаца Динценхофера на средства Маркеты из Вальдштейна был создан монастырь ордена св. Елизаветы, находившийся рядом с нынешним Ботаническим садом. К монастырю прилегал обширный сад, раскинувшийся до склонов Ветряной горы. При монастыре была основана больница, которая в XIX в. была расширена, она сохранилась и до наших дней. В 1737-1741 гг. в верхней части Нового Города, на месте костела, разрушенного во время гуситских войн, монахами-августинцами по проекту архитектора Франтишека Максимилиана Каньки был построен новый костел св. Екатерины. Он представляет собой монолитное здание периода расцвета барокко. Костел прославился росписями потолков, автором которых был Вацлав Вавржинец, а также декором, выполненным Джиованни Батиста Спинетти.

На углу нынешнего Национального проспекта и Воршилской улицы в 1699- 1704 гг. Марко Антонио Каневаллс был построен монастырский костел, по священный св. Урсуле. Его фасад украшает пластика Франтишека Прейсса и Иеронима Кола. Однако здания монастыря появились раньше, в 1б74 г., а в 1722 г. они были достроены. Следует также отметить и костел Пресвятой Троицы, освященный в 1703 г. Костел, основанный Яном Игнацом Путцом из Адлертурна, был построен архитектором Оттавио Броджио.

В Новом Городе был также построен расположенный на юге от Карловой площади, над древней дорогой на Вышеград костел св. Яна Непомуцкого на Скалце. Это красивейшее здание с двумя высокими башнями фасада является вершиной архитектурного творчества Килиана Игнаца Динценхофера (1730-1739 гг.). К тому же времени относится и костел, первоначально посвященный св. Карлу Боромейскому. В настоящее время он принадлежит православной церкви и посвящен св. Кириллу и Мефодию. Это впечатляющее творение архитектора Динценхофера в истории нашего времени памятно событиями, произошедшими здесь в 1942 г. после покушения на Р. Гейд-риха, гитлеровского наместника в оккупированной немцами Чехословакии. Укрывавшиеся в костеле парашютисты, после того как их предали и их убежище было раскрыто, приняли неравный бой с нацистами и затем покончили жизнь самоубийством.

Эпохи барокко и рококо в Новом Городе находят отражение в прекрасных зданиях мещанских домов и дворцов. Их черты выразительно проявляются в отделке и живописности фронтонов городских кварталов, на совершенстве которых в течение последующих столетий оставили свои следы и другие стили. Обратим внимание хотя бы на некоторые из них. Особый интерес в верхней части Нового Города представляет одно из ранних творений Килиана Игнаца Динценхофера - вилла "Америка" (1720 г.), в которой в настоящее время расположен музей Антонина Дворжака, а также дворец Сильва-Тарукки (улица Напршикопе) - произведение того же архитектора пражского барокко, но относящееся к более позднему периоду его творчества. На нынешней Гиберской улице, начинающейся у Пороховой башни и ведущей к вокзалу им. Масатика, расположено здание периода раннего барокко - дворец Кинских, построенный в 1651-1657 гг. графом Яном Антонином Лоси из Лосинтала по плану архитектора Карла Лугано. Позднее здание было перестроено в стиле классицизма. Приблизительно к 1700 г. был построен и другой дворец Кинских, находящийся на противоположной стороне улицы. После модернизации от первоначального здания остался лишь один портал в стиле раннего барокко. К выдающимся постройкам дворцового типа в Новом Городе относится и дворец Свиртс - Шпорковский на Гибернской улице. К дворцу в стиле позднего барокко архитектора Антонина Хаффенекера (1780 г.) десятью годами позже архитектором Игнацем Паллиарди была достроена часть в классицистическом стиле. Рельефный декор дворца был выполнен мастером прославленной пражской династии скульпторов Игнацем Михалом Платцером.

На Панской улице, между Пршикопы и Индржишской улицами, расположен барочный Нойберговский дворец, построенный приблизительно в 1730 г. Йозефом Франтишеком Нойзем, и Кауницкий дворец (1710-1720 гг.), созданный архитектором Джованни Баттиста Аллипранди.

Эпоха просвещения конца XVIII в. оставила яркую страницу в истории Городов. В результате отмены крепостного права указом Иосифа II приток сельского населения в Прагу увеличился. Реформы просвещенного абсолютизма открыли дорогу к новым идеям. Возросло национальное самосознание чешского мещанства. В это время господствующим стилем на пражских улицах стал классицизм. Он ярко проявил себя именно в Новом Городе, затем его сменили неороманские стили, опирающиеся на старые традиции. Бесспорно, интересным позднеклассицистическим зданием, расположенным на углу Панской улицы и улицы Напршикопе, является костел св. Креста (1819-1824 гг.), а также красивый, в стиле раннего барокко, костел Девы Марии; находящийся напротив Пороховой Башни дом, известный под названием "У Гиберну" (1808-1811 гг.). Строительные работы здесь были выполнены по плану Иржи Фишера.

Бурное урбанистическое развитие Праги началось индустриализацией начала XIX в. В районе зеленого пояса виноградников, садов и полей, мелких деревушек и летних поместий вырастали новые предместья вначале с текстильной, а позднее с металлургической промышленностью. Однако для промышленности больше подходили свободные территории за городскими стенами. Таким образом, для городских нужд, например, для строительства больниц, университетских зданий и пр. на территории между Карловой площадью и Вышеградом оставалось еще достаточно земельных участков и малозастроенных площадей. Так, привлекает внимание комплекс кирпичных неоштукатуренных зданий в стиле северо-немецкой готической архитектуры - пражский родильный дом, который был размещен у резиденции каноника св. Аполлинария.

Знаменательным событием стало открытие в 1881 г. Национального театра, гордости чешского народа. Здание театра, созданное по проекту архитектора Йозефа Зитека и при участии целой плеяды чешских художников, называемых в дальнейшем "поколением Национального театра", вскоре сгорело. Однако в невероятно короткий срок, в течение двух лет, в 1882 г. театр был снова открыт. В оформлении интерьера театра, в котором участвовали художники Франтишек Женишек, Микулаш Алеш, а также скульпторы Богуслав Шнирх, Франтишек Роус и другие, нашло отражение соединение исторической традиции с современными взглядами чешского общества.

Пробуждающееся самосознание чешского народа вписалось в облик Нового Города и всей Праги в виде неоренессансного здания, построенного в верхней части Вацлавской площади, - Национального музея, в то время еще Museum regni Bohemiae, созданного по плану Йозефа Шульца и законченного в 1890 г. Начало зарождения этого национального центра чешской науки и одного из главных европейских коллекционных и научных институтов было положено в Институте любителей отечества, основанном еще в 1818г.

Наряду с известнейшими зданиями в стиле неоренессанса в Новом Городе -Национальным театром и Национальным музеем - город может гордиться и другими архитектурными памятниками этого стиля, типичными для периода второй половины XIX в. В конце XVIII в. на месте разрушенного укрепления Нового Города (нынешняя улица На Флоренце) по проекту Антонина Вигла в неоренессансном стиле был построен музей Праги. Здание было украшено богатой лепной отделкой, в работе над которой участвовали такие известные чешские скульпторы и художники, как Ладислав Шалоун, Карел Либшнер и Вилем Аморт.

Не менее интересным зданием в стиле неоренессанса была богодельня на Вышеградской улице (1884 г.), соединяющая Карлову площадь с Вышеградом. Просторное помещение украшают аллегорические рельефы Йозефа Вацлава Мыслбека и Йозефа Страховского.

Следует упомянуть и о том, что недалеко от этого здания в конце XIX в. был создан Ботанический сад, который сохранился и до настоящего времени, где вниманию посетителей предложено много интересных экспонатов. В этой части Нового Города, между Карловой площадью и Вышеградом, расположен ряд неоренессансных домов, украшенных интересными росписями с сюжетами из чешской истории.

На углу Карловой площади и Рессловой улицы находится неоренессансное здание североитальянского типа, построенное по плану архитектора Игнаца Уллманна в 1873 г. В создании рельефной отделки и этого дома принял участие один из лучших чешских скульпторов Йозеф Вацлав Мыслбек.

Напротив Национального театра на Славянском острове расположено прекрасное здание в неоренессансном стиле 1886 г., в котором и в наши дни организуются балы, концерты и другие публичные мероприятия. Название острова "Жофин" также сохранилось в чешском обиходе. Представляет несомненный интерес и неоренессансное здание почты на Индржишской улице, выходящей на Вацлавскую площадь. Ее просторный зал расписан аллегорическими сюжетами, связанными с почтовым делом, ее посетители и сегодня в любое время могут ими любоваться.

В 1845 г. в Прагу по новой трассе (Прага - Оломоуц - Брно - Вена) приехал первый поезд, Новый Город стал центром будущего пражского железно дорожного узла. До настоящего времени сохранилось и действует здание первого пражского вокзала императора Франца I (1844-1845 гг.), ныне вокзал им. Масарика, созданное по проекту Антонина Юнглинга в стиле позднего классицизма. Расширение железнодорожной сети обусловило необходимость реорганизации пражского узла. Был построен новый вокзал Франца Иосифа I (позднее - вокзал им. Вильсона, а ныне - Центральный вокзал), он был связан со всеми железнодорожными ветками, особенно после того, как был проложен туннель под районом Винограды. Здание вокзала 1901-1909 гг. является наиболее законченным образцом здания стиля пражского модерна. Разнородность архитектурных стилей Нового Города в начале нашего столетия находит отражение и в так называемой "Юбилейной синагоге", построенной в 1906 г. в псевдомавританском стиле, находящейся на Ерусалемской улице, соединяющей Се-новажную площадь с Центральным вокзалом.

К самым известным архитектурным сооружениям стиля модерн в Праге относится здание пражского "Глагола" на Масариковской набережной напротив Славянского острова. Оно было построено по плану архитектора Йозефа Фанты в 1903-1905 гг. Великолепные рельефы скульптора Йозефа Пекарека дополняют орнаментную отделку фасада художника Карела Моттла. Недалеко отсюда, в направлении Национального театра, расположено угловое здание Института Гете работы архитектора Иржи Стибрала, построенное в 1905 г. в стиле модерн, отличающееся пышно украшенной лепной отделкой, выполненной скульптором Ладиславом Шалоуном. Вся линия квартала на набережной от площади Ирасека до Национального театра - выставка творений архитекторов пражского стиля модерн, а также весьма интересных необарочных зданий и архитектурных построек в стиле, вобравшем элементы и готики, и модерна. Несмотря на такое разнообразие стилей, они не мешают, а скорее дополняют друг друга и производят впечатление единого архитектурного замысла. Не обойден вниманием туристов и дом "У двух тысяч", находящийся на углу площади Ирасека и Рашиновской набережной, построенный в 1904 г. по проекту архитектора Вацлава Гавела.

На Водичковой улице, которая выходит на середину Вацлавской площади, раскрыл свои гостеприимные двери популярный ресторан с варьете "У Новаку". Об этом доме стоит упомянуть, прежде всего, по той причине, что он представляет собой удивительную постройку стиля модерн. Так как вначале он был предназначен для универсального магазина, его фасад украшен мозаикой с аллегорическими сюжетами "Торговля" и "Промышленность". Следует отметить и другое здание периода модерн - действующую и сегодня гостиницу "Европа" (первоначально гостиница "Шроубек") на Вацлавской площади, построенную в 1901 г. Здание украшает прекрасный фасад в стиле модерн и сохранившийся в том же стиле интерьер. На Гибернской улице расположена гостиница "Централ" того же архитектурного стиля, находящаяся в настоящее время на реконструкции. На фасаде ее здания сохранился изящный растительный орнамент.

Кроме гостиницы "Европа", на Вацлавской площади можно увидеть и ряд других зданий исключительной красоты конца XIX и начала XX вв. Например, необарочный дворец 1895 г. на углу Индржишской улицы и Вацлавской площади, а также Виглов дом (1895-1896 гг.) на углу Водичковой улицы и Вацлавской площади, фасад которого украшают жанровые росписи, выполненные по эскизам Микулаша Алеша и Йозефа Фанты. Однако внимательный гость столицы в Новом Городе заметит такие жемчужины архитектуры не только на каждой площади, но и даже на каждой улице этого пражского района.

Источник: http://www.prag.ru/history-prag/history-prag-13.html

Copyright 2006. DomuPrahy.ru
Разработка сайта: Дмитрий М. Булат
Мы с радостью опубликуем ваши истории - info[sobaka]domuprahy.ru